Парашют — от французского parachute (от греческого para — «против» и французского chute — «падать») — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.
Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу Леонардо да ВИНЧИ. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Это первое упоминание о безопасном спуске с высоты. В начале семнадцатого века другой итальянский ученый - Фауст ВЕРАНЧИНО описал аппарат для опускания человека, похожий на изобретение Леонардо да ВИНЧИ, и указал, что величина паруса зависит от тяжести человека. Впервые воспользовался подобной конструкцией француз ЛАВЕН в двадцатых годах семнадцатого века. Будучи заключен в крепость, он решил бежать. Сшив из простынь шатер, он прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.
В 1777 году еще один француз Жан ДУМЬЕ был приговорен к смертной казни, и должен был испытать летающий плащ профессора ФОНТАНЖА. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он также выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.
Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года ЛЕНОРМАН выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году КОККИНГ создал парашют в виде опрокинутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года, каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. КОККИНГ погиб. Другой ученый — ЛАЛАНД предложил делать отверстие для выхода воздуха из-под купола, в традиционных системах парашютов. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и наших дней.
В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич КОТЕЛЬНИКОВ. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
После революции КОТЕЛЬНИКОВ продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. ГРОМОВ. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600 м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак — маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда. В этом же году парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям - В. ПИСАРЕНКО и Б. БУХГОЛЬЦУ. Вскоре в авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете. Ее организатором стал Л.Г. МИНОВ. А 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством МИНОВА впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР.
Первым человеком, совершившим прыжок с парашютом, был Андре-Жак ГАРНЕРИН. Это произошло 22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже. ГАРНЕРИН прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов.
Первый прыжок с парашютом из самолета совершил капитан Альберт БЕРРИ в штате Монтанна. 1 марта 1912 года он выпрыгнул из самолета с высоты 1500 футов. Пролетев 400 футов в свободном падении, БЕРРИ раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.
Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия ТОМПСОН из Хендерсона в Северной Каролине. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.
Прыжки на точность приземления — одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см.
Раньше при круглых куполах, мишень была кругом 100 метров в диаметре и отклонение в 80 метров было достаточно неплохим результатом. С совершенствованием техники мишень уменьшалась в размерах. После появления щелевого купола УТ-15 мишень стала иметь размер 10 см, а после выхода куполов «планирующая оболочка» мишень приняла размеры, оставшиеся до последнего времени. В настоящий момент, для победы на соревнованиях необходимо показать серию результатов с отклонением в 0 сантиметров.
Чемпионаты мира по парашютному спорту стали проводиться с 1951 года. В 1982 году в парашютной комиссии было уже около 60 стран.
Соревнования по парашютному спорту проводятся в следующих категориях: на точность приземления, затяжные, индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур), групповая акробатика, купольная акробатика.